Оборона и наступление

Мы накрываем соломой грядки с огурцами и зажигаем костры в садах, чтобы дымом уберечь яблони от заморозков. Мы спасаем поля от суховеев лесозащитными полосами. Мы выстраиваем на опушках лесов заслоны из крепких, могучих лиственных деревьев, чтобы они защищали от ветра своих братьев, одетых хвоей. Мы строим дамбы, чтобы избавить от наводнений наши города и села.



Мы не можем запретить метели мести снег по степям. Но мы можем огородить железнодорожное полотно деревянными щитами, чтобы уберечь путь от заносов.



Подставить щит под удары — это один способ избежать опасности. А есть и другой — уклониться от боя.



Когда «ее величество» Погода отменяет полет, мы покорно следуем ее приказу. Мы остаемся на земле и даже на всякий случай закатываем самолеты в ангар, чтобы их не изломал ветер.



Вместо того чтобы бороться с бурей на море, мы нередко ждем лучшей погоды в безопасной гавани.



А тропический циклон или смерч! Самые опытные моряки уклоняются от встречи с ними.



Если у парохода сильная машина и быстрый ход, он может уйти и от тропического циклона, и от смерча.



Но насколько страшнее смерч парусному кораблю!



С ужасом смотрят моряки, как из низкой тучи тянется к морю длинная темная рука. Эта рука еще не коснулась моря, а навстречу ей уже поднимается столбом вода: словно небо и море протянули друг другу руки, вступая в союз против человека. Вот уже эти руки соединились. Гигантский водяной столб, крутясь, идет по морю.



Он все ближе и ближе к кораблю. Надо уходить от него, уходить как можно скорее! Ведь если он догонит, пощады не будет. Он все засасывает, все втягивает в себя. Даже рыб он вырывает из моря и подымает к небу.



Надо уходить от смерча, пока не поздно. Но вокруг штиль. Ни ветерка. Напрасны усилия рулевого: судно не слушается руля. Подняты все паруса. Но и под парусами судно не трогается с места.



Пройдет ли смерч мимо или обрушится на корабль?



Сколько раз бывало, что смерч приносил смерть кораблю.



Убежать, уйти, скрыться!



Паруснику не оставалось ничего другого, когда он имел дело с таким противником.



А обледенение! Как бороться с ним?



У летчика есть защита против льда.



Летчик открывает кран антиобледенителя, и на лопасть винта начинает литься струя чудесной жидкости, которая освобождает винт ото льда.



Летчик включает помпу, и она принимается проталкивать воздух в прорезиненные шланги, расположенные на крыльях, на хвосте, на киле самолета.



Шланги пульсируют и ломают ледяную кору. Но и они не могут помочь, когда лед на самолете образуется очень быстро.



Что же делать?



Надо скорее подняться выше, выйти из облачной толщи к солнцу, чтобы оно снова превратило лед в воду.



Каждая минута на счету.



Полный газ!



И вот наконец солнечные лучи прорвались сквозь обледеневшие стекла кабины.



Облака остались внизу. Самолет еще одет в белый саван, но он уже спасен. Солнце снимает с него саван, превращая лед в воду.



Как часто летчику приходится уклоняться от боя с погодой!



При встрече с грозами и — бурями он вежливо уступает им дорогу и старается обойти их стороной, на много километров. Но для этого ему надо знать повадки и привычки бурь, надо знать пути, по которым они идут.



Какая же дорога у бури? Есть ли у нее какой-нибудь маршрут, есть ли закон, который ею управляет?



Пушкин писал: «…ветру и орлу и сердцу девы нет закона».



Мы говорим: «Волен как ветер».



Но так ли это? Действительно ли погода ничему не подчиняется?



Нет, все в природе подчинено непреложным законам. Должны быть законы и для погоды.



Нам надо знать эти законы, чтобы найти на нее управу, чтобы бури не топили наши корабли, чтобы наводнения не разрушали наши города, чтобы засуха не сжигала наш урожай.



Нам важно знать, есть ли какой-нибудь порядок в том, что кажется иной раз беспорядком.



Как вода и воздух будут вести себя завтра, послезавтра, через месяц, через три месяца?



Знать и предвидеть — без этого не обойтись.



Знать надо, чтобы предвидеть, а предвидеть — чтобы отражать удары.



Ведь удары сыплются на человека все чаще по мере того, как он все смелее прокладывает себе путь в царство стихий. И надо не только отражать, надо и наносить удары.



Человек мал и слаб, когда он один. Но когда миллионы людей работают сообща, они вместе составляют такую силу, которая изменяет мир.



Каждый год человек поднимает плугом три тысячи кубических километров земли. Это гора, равная Эльбрусу! А все реки в мире, неутомимо работая и днем и ночью, сносят в море не больше пятнадцати кубических километров почвы. Работа человека в двести раз больше работы рек!



Мощность всех двигателей, которые помогают человеку, уже дошла до двух миллиардов лошадиных сил. А мощность ветра на всей земле только в три раза больше.



Каждый год человек сжигает в своих топках полтора миллиарда тонн угля, превращая его в углекислоту.



Если бы вся эта углекислота оставалась в воздухе, ее содержание удвоилось бы через пятьсот лет, а то и раньше. Это сделало бы воздушную оболочку земли гораздо менее прозрачной для тепловых лучей, чем сейчас. Земля меньше отдавала бы тепла. Ее климат стал бы теплее на целых четыре градуса. Снега высоко поднялись бы в горах, белые шапки полюсов стали бы быстро оттаивать по краям.



Но не вся углекислота останется в воздухе. Углекислоту будут ловить листья растений,— значит, пышнее, богаче станет зеленая одежда земли. Углекислоту будет поглощать вода. А из-за этого быстрее пойдет растворение и разрушение известняков, больше извести попадет в море, богаче станет жизнь подводного мира, больше отложится осадков на океанское дно.



Вот какие перемены может вызвать в природе работа человека! Человек стал космической силой.



Эта новая сила природы не похожа на другие. Ведь человек одарен разумом. Он изменяет землю не слепо, не бессмысленно, как вода или ветер, а ради своих целей. Никогда стихийные силы не могли бы пробить туннель в горах или перебросить мост через реку.



И все же, когда мы оглядываемся на прошедшие века, нас поражает, как много нецелесообразного, неразумного, стихийного было в человеческой деятельности. Люди не только создавали, но и разрушали города, плотины, дороги. Люди превращали в пустыни целые страны, которые до того были цветущими. Люди бесцельно расточали богатства, извлеченные из глубин земли.



Это безрассудное, хищническое разрушение природы особенно усилилось в капиталистические времена; оно идет и сейчас везде, где труд миллионов служит источником наживы для тех, кому принадлежат заводы, шахты, поместья.



И только там, где победил социализм, великая космическая сила общественного труда перестала быть стихийной. Наоборот, она сознательно противопоставляет себя всем остальным силам природы По единому научному плану и для блага всего общества люди социализма управляют жизнью рек, создают искусственные озера — водохранилища, соединяют каналами моря, орошают пустыни, осушают болота, перемещают на север границы земледелия



Нет таких стихий, которых не мог бы покорить плановый, социалистический труд



И теперь задача в том, чтобы не только обороняться, но и наступать при встрече с грозами, туманами, бурями. Уже недалек тот день, когда мы по своей воле будем рассеивать туманы и вызывать дождь во время засухи



Но для наступления, так же как для обороны, нам надо знать противника, надо знать законы, которые управляют жизнью воды и воздуха на земле



Что же такое погода? Что такое ураган, буря, гроза?



Кто они, буйные герои этой книги?

Источник: rasskazyov.ru

teamviewer-com
Не копируйте текст!