Органические добавки улучшают либо придают новые свойства бетонным и растворным смесям и затвердевшему бетону. Руководитель службы технического сопровождения продукции ООО «Полипласт Новомосковск» Ирина Вовк рассказала, как новые решения влияют на бетонные смеси, и на каких крупных федеральных
Органические добавки улучшают либо придают новые свойства бетонным и растворным смесям и затвердевшему бетону. Руководитель службы технического сопровождения продукции ООО «Полипласт Новомосковск» Ирина Вовк рассказала, как новые решения влияют на бетонные смеси, и на каких крупных федеральных стройках эти решения использовались.
Бетон известен строителям тысячи лет и сегодня применяется повсеместно. Казалось бы, что нового можно сообщить об этом строительном материале? Но оказывается, бетон в России до 2006 года и современный материал – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Дело в том, что еще относительно недавно большую часть бетонов изготавливали без добавок, поэтому его свойства существенно отличались от сегодняшних. В настоящее время рынок добавок в бетонные смеси настолько развит, что производителям приходится постоянно создавать новые продукты, чтобы выдерживать мощную конкуренцию.
— Ирина Владимировна, расскажите, какие свойства придают бетону добавки?
— Добавки к бетонам – это органические или неорганические вещества, улучшающие свойства бетонных смесей или бетонов. Неорганические добавки, в основном, имеют природный или техногенный характер, а органические – практически всегда продукт синтеза. «Полипласт» выпускает органические добавки, которые позволяют либо улучшить имеющиеся свойства бетонной смеси или бетона, либо придать им новые свойства, которыми они до этого не обладали.
Например, пластифицирующая добавка превращает жесткую, не удобную для укладки смесь в пластичную, которую можно уложить в конструкцию без особых усилий. Бывают смеси, склонные к водоотделению, для того чтобы абсорбировать лишнюю воду, существуют стабилизирующие добавки. Есть добавки водоредуцирующие – за их счет снижается количество воды, что позволяет увеличить прочность бетона или снизить расход цемента. Для производства железобетонных изделий используют добавки-ускорители, с помощью которых увеличивается оборачиваемость форм и производительность. В летний период для доставки бетонных смесей на объект подвижными широко используются добавки-замедлители.
Добавки могут придать бетону специальные свойства, например, гидрофобизируюшие или противоморозные. При низких температурах в порах начавшего твердеть бетона вода замерзает и превращается в лед, расширяясь на 9%, что ведет к нарушению структуры, образованию микротрещин вплоть до полной потери прочности. Противоморозные добавки могут ускорить процесс гидратации или понизить температуру замерзания воды, сработав как антифриз, чтобы процессы твердения не сопровождались внутренними деформациями.
— У «Полипласта» на все случаи жизни есть готовые добавки, или вы разрабатываете индивидуальные решения под каждый проект?
— Мы выпускаем добавки, как для рядовых бетонов, так и для бетонов гидротехнических, дорожных и транспортных сооружений. Проекты, в которых участвует «Полипласт», делятся на крупные федеральные и региональные. Среди крупных проектов, которые осуществлялись, в том числе, и с помощью наших добавок, можно выделить объекты для Олимпиады в Сочи, космодром «Восточный», Амурский газоперерабатывающий завод, Лахта центр в Санкт-Петербурге, Москва Сити.
Самый крупный проект, в котором участвует наша компания сегодня, – это строительство трассы М-12: работаем на строительстве мостов через реки Сура, Ока и Волга.
Еще один пример крупного объекта – огромный комплекс гидротехнических сооружений Волго-Ахтубинской поймы в Волгоградской области, который будет призван обеспечить дополнительное ее обводнение. Мы активно участвуем в поиске решений для данного объекта на стадии проектирования.
Если говорить о региональных проектах, то «Полипласт» участвовал в строительстве ВВП аэропорта Толмачево (Екатеринбург), рулежных дорожек аэропортов Внуково, Домодедово и Красноярского аэропорта Емельяново. Также мы участвуем в реконструкции и строительстве цементобетонных дорог в районе города Чебаркуль Челябинской области, восточного выезда из города Уфа. С нашим участием шла реконструкция аэропортов Архангельска и Волгограда. В ближайших планах — аэродромы в Магнитогорске и Брянске.
Если говорить о текущей ежедневной работе, понятно, что при строительстве ЖК и социальной инфраструктуры можно использовать одни и те же решения, но в крупных проектах рядовые бетоны по прочности использовать нельзя. Обычно это серьезные сооружения зачастую со сроком службы согласно ГОСТ 27751-2014 более 100 лет, которые требуют индивидуального подхода.
— Как вы разрабатываете такие решения?
— У нас есть научно-технический центр, который сейчас выделен в отдельную компанию – НИИ СМиТ (Научно-исследовательский институт современных материалов и технологий – прим. авт.). Когда мы видим требования проекта, сотрудниками в регионах оценивается имеющийся арсенал добавок и возможность с их помощью решить конкретную задачу. При необходимости подключается моя служба. Если есть требования, которые не могут выполнить добавки существующей товарной линейки, в работу вступает НИИ СМиТ. В этом случае могут быть синтезированы добавки с особыми свойствами.
В любом проекте есть свои нюансы, которые не видны на стадии проектирования. Например, в лаборатории мы осуществляем подбор, который вроде бы обеспечивает все требования к бетону, но 50% нюансов всплывает при выезде в лабораторию Потребителя или на промышленных испытаниях. Может измениться плечо доставки, цемент или время производства работ. Поэтому лабораторная проверка вновь синтезированной добавки не решает всех вопросов. Необходимо перед оформлением результатов всегда проводить испытания на объекте.
— Расскажите о наиболее ярких проектах, в которых вам приходилось участвовать?
— Очень тяжело проходил подбор добавки для заливки внутренней защитной оболочки реактора Курской АЭС-2, где к бетонам предъявлялись очень жесткие, где-то даже нереальные требования. Ставилась задача обеспечить бетону высокую сохраняемость – смесь должна была поддерживать удобоукладываемость в течение двух часов, а через пять часов начать схватываться и иметь подвижность 1 см. Кроме того, нужно отметить, что это должна была быть самоуплотняющаяся бетонная смесь. Такое решение мы нашли, и пусть на Курской АЭС-2 заказ мы не получили, но атомные станции будут в стране строиться дальше, и данное задание, скорее всего, станет повторяться в проектах новых АЭС. Другими словами, наша работа не бывает напрасной, качественные решения всегда находят свое применение.
Очень сложной задачей было строительство 102-этажного небоскреба высотой 435 м в г. Грозном – «Ахмат Тауэр». Наши технологи, можно сказать, там просто жили. Потому что бетону нужно было обеспечить 6-часовую сохраняемость без потери подвижности при постоянном сухом ветре и высоких температурах. Интересным было участие в подборе составов для строительства сухого дока в Мурманске для авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Там к бетону при заливке массивных конструкций предъявлялись требования по снижению экзотермии, сохраняемости и коррозионной стойкости в воде Белого моря. Необходимо также было учитывать перепады температур окружающего воздуха и присутствие в морской воде хлоридов, которые являются первейшим врагом металлической арматуры. Бетон должен был иметь низкую проницаемость, чтобы хлоридная коррозия была сведена к минимуму.
Мы всегда выстраиваем индивидуальную работу под каждого клиента и под каждый объект. В этом и заключается девиз компании «Полипласт» -Идея, Качество, Матрия.
Беседовал Евгений Горчаков
Источник: