Монополисты жилищно-коммунального комплекса не могут умерить аппетиты С 1 июля была произведена традиционная индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В среднем платежки потяжелели на 4%, кое-где в регионах на 6-7%. Казалось бы, не так и страшно, но эксперты предупреждают: индексация этого
Монополисты жилищно-коммунального комплекса не могут умерить аппетиты
С 1 июля была произведена традиционная индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В среднем платежки потяжелели на 4%, кое-где в регионах на 6-7%. Казалось бы, не так и страшно, но эксперты предупреждают: индексация этого года рассчитывалась до стремительного взлета инфляции, а, следовательно, раскошелиться собственникам все равно придется, но уже в следующем году. От чего зависит рост тарифов? На сколько больше придется платить жильцам? Какие есть законные способы добиться снижения оплаты тех или иных коммунальных услуг? Об этом в ходе онлайн-конференции в пресс-центре «МК» рассказали председатель Жилищного Союза, член комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ Константин Крохин, руководитель практики коммунального хозяйства, энергетики и управления недвижимостью Московской коллегии адвокатов «Арбат» Сергей Сергеев, а также эксперт Народного фронта по проблемам ЖКХ Павел Склянчук.
— Ресурсоснабжающие организации аргументируют повышение тарифов необходимостью модернизации инфраструктуры. На подобные цели с потребителей берут деньги каждый год, насколько это оправданно?
Сергеев: Вынужден расстроить тех, кто ожидает ответа: «это неправильно». Рост тарифов — необходимая мера. Другой вопрос: в каких объемах и как часто индексировать. Главная проблема не в том, что тарифы растут. Это нормально, от инфляции никуда не деться, стоимость работ и материалов объективно повышается. Основная проблема в непрозрачности начислений. Люди просто не понимают, куда деньги уходят.
— Власти сообщили, что в этом году индексацию тарифов ЖКХ «отвязали» от непомерно высокой инфляции. Тем не менее, муниципальные власти могут сами регулировать рост стоимости ряда услуг. Какие суммы мы в итоге можем увидеть в платежках?
Склянчук: Индексацию не отвязывали от инфляции. Правительство принимает решение о росте тарифов загодя. Это как прошлогодний снег. В октябре прошлого года власти утвердили предельные индексы по каждому региону. Текущая инфляция, понятное дело, уводит всю коммунальную сферу в минус. Расплачиваться за это мы будем, соответственно, в следующем году. Но уже сейчас правительство думает, как скорректировать эту инфляцию. Возможно, будет запущен механизм прямых субсидий коммунальных предприятий для того, чтобы покрыть этот нарастающий инфляционный эффект.
Следующий момент связан с тем, что у каждого коммунального ресурса есть своя себестоимость. В тарифе она делится еще на несколько элементов. Идет разделение по отраслям: водоканалы, тепло, электроэнергетика. Внутри конкретной отрасли, у каждого технологического процесса (поставка воды до крана, электроэнергии до лампочки) есть своя цена. Есть организации, занимающиеся генерацией ресурсов. Есть те, которые отвечают за поставку ресурса до границы дома. Есть внутридомовые сети, которые должны поставить тепло или воду уже непосредственно в квартиру. Я хочу донести мысль, что сфера ЖКХ это не дворники, и не какие-то «жирные коты», хотя бывший глава ФАС именно так обзывал коммунальщиков-монополистов. Сфера ЖКХ — это примерно 3 млн человек, которые в режиме 24 на 7 обеспечивают бесперебойность всех видов ресурсов. Почему ежегодно нарастает стоимость тарифов по ЖКХ? Потому что весь комплекс должен функционировать исправно, а для этого нужны средства.
Константин Крохин, Сергей Сергеев и Павел Склянчук.
— Было перечислено много организаций, задействованных в работе коммунального комплекса. Служб очень много и каждой нужны деньги на существование. Почему государство не помогает непосредственно этим организациям? Почему работа сферы ЖКХ ведется на деньги потребителей?
Крохин: Мы обсуждаем июльское повышение стоимости коммунальных услуг. Тарифы на содержание и текущий ремонт жилья не попали под эту индексацию и остались такими же, какими были на 1 января текущего года.
Коммунальный комплекс — это поставщики ресурсов. Это естественные монополисты, у которых есть очень мощные лоббистские возможности. Это богатые крупные организации. Они, к примеру, производят тепло. Производным ресурсом от тепловой энергии является вода. Вода нуждается в очистке, а значит есть необходимость в насосах. И, несмотря на то, что цены на энергоносители на мировых рынках падали последние годы, тарифы всё равно продолжали расти. Получается, что какой-то прямой корреляции нет, но аргумент использовали именно этот: цены на энергию растут, поэтому и тарифы растут. Важный момент в том, что России не нужно покупать эти ресурсы, наша страна является их естественным производителем. Так вот когда цены на энергию перестали расти, тарифы на услуги ЖКХ все равно становились выше. Полагаю, что в этих тарифах заложен экономический интерес монополистов с очень мощными лоббистскими возможностями, региональных органов власти, региональных водокананов, энергосбытов, теплосбытов и так далее. Считаю, что весь коммунальный комплекс (кроме разве что водоканалов, которые недофинансированы) вполне мог себе позволить не повышать тарифы. Внутренние ресурсы в отрасли есть. Рост тарифов — — это коммерческий интерес коммерческих структур. Они все имеют форму акционерных обществ, у них есть акционеры, которые хотят получать дивиденды, независимо от изменений во внешнеэкономической деятельности, или в экономике в целом. Тут нужно честно всем сказать: умерьте аппетиты.
— Чем государство может помочь гражданам, чьи доходы не позволяют оплачивать услуги ЖКХ в полной мере?
Сергеев: Есть механизм субсидирования для семей с определенным уровнем дохода. Однако немногие знают, как им пользоваться. Необходимо упростить порядок доступа к таким услугам и увеличить информирование населения насчет того, что такие возможности есть. Вопрос полной амнистии, полного списания долгов по ЖКХ не стоит. К слову, где-то треть всех долгов находится за пределами трехлетнего срока давности. Их в принципе можно списать, но это особая судебная процедура. Должник должен прийти в суд и заявить об этом. Возможно, нужно подумать о введении внесудебной процедуры для таких долгов. Также сейчас в правительстве говорят том, чтобы сделать доступ к субсидированию более адресным и расширить круг возможных получателей льгот.
— Можно ли заранее класть деньги на счет и не оплачивать отдельную квитанцию каждый раз?
Склянчук: В сфере ЖКХ действует постоплатная система: сперва поставляется ресурс, а в конце месяца выставляется счет. Были и другие идеи, связанные с изменением периода расчета. Многим гражданам, которые, например, постоянно не проживают в квартире, удобнее оплачивать сразу за год или за полгода. Сказать, что эта практика начинается внедряться — переход с постоплаты на предоплату — я не могу, такие прецеденты мне неизвестны. Скорее всего, здесь будут нужны законодательные новеллы, в которых как раз пропишут возможные варианты, где эти средства должны аккумулироваться.
В России нет гибких механизмов, которые бы позволяли более маневренно подходить к оплате услуг ЖКХ. Например, Московская область в том году ввела так называемый кэшбек: если человек оплатил счет в электронном виде и вовремя, то какую-то часть расходов ему могут вернуть. В принципе вектор должен идти именно в этом направлении: оплата вперед, кэшбеки, еще какие-то стимулы, чтобы не рассматривать оплату ЖКХ как кондовую архаичную систему.
Сергеев: В принципе платить вперед можно. С точки зрения закона ничего не ограничено, можете хоть миллион закинуть на счет. Но тут есть проблемы технические. Например, программа Мосэнергосбыта не может раскидывать деньги как авансы и так далее. С точки зрения законности вопросов нет.
Крохин: С точки зрения технической на сегодняшний день многие банки, включая крупнейшие, предоставляют услугу «автоплатеж». Человек может поместить средства на свой счет в банке, выбрать услугу «автоплатеж», и по мере поступления платежей, средства будут списываться со счета. Есть государственная система ЕГИАС ЖКХ и все банки в режиме реального времени могут получать информацию с суммами, которые человек должен заплатить и посредством автоплатежа, это всё происходит автоматически. То есть, можно один раз положить на счет примерную годовую сумму своей квартплаты и банк автоматически будет списывать средства и рассчитывается с поставщиками. Такой финансовый сервис существует.
— Если у жильцов есть сомнения в суммах, обозначенных в платежках, куда обращаться для проверки их правильности?
Сергеев: Обращаться надо в управляющую компанию, если она есть. Если не получено никаких разъяснений, есть другой адресат — жилищная инспекция. Туда можно направить обращение, с вопросом, например, почему завышена сумма, приложив подтверждающие платежки. Это просто сделать через интернет. На ваше обращение должны отреагировать. Как правило, орган жилищной инспекции проводит проверку и дает управляющей компании предписание устранить нарушение, если оно выявляется. Если управляющая компания нарушение не устранит, ее могут оштрафовать за неисполнение (до 250 тыс. рублей). В крайнем случае, можно обратиться к юристам, пойти в суд, чтобы признать этот платеж необоснованным, если он действительно завышен.
Другое дело, что если речь идет о начислениях за воду, свет, электричество, тепловую энергию, здесь управляющая компания не всегда имеет возможность что-либо контролировать. Иногда ресурс поставляется напрямую от поставщика потребителю. В таком случае нужно обращаться к тому, кто поставляет услугу, а если разъяснений вы так и не получили, то идите в жилищную инспекцию.
— Имеют ли потребители право на компенсацию при оплате коммунальных услуг – например, при отключении горячей воды?
Склянчук: В тот период, когда у вас отключена горячая вода (скажем, в летний период), если у вас установлен счетчик (это касается 95% квартир), он просто не крутится. То есть, человек не платит за потребление горячей воды в тот период, пока у него в квартире её нет. Здесь всё происходит автоматически.
У Минстроя была идея, наряду с теплоснабжением, ввести услугу «холодоснабжение»? В летний период много энергии тратится на то, чтобы охладить квартиру кондиционером. Идею забросили, но, мне кажется, к ней стоит вернуться, учитывая аномальную жару, которая случается не только в Центральном регионе, но и в Сибири. Необходимо посчитат,ь сколько люди переплачивают в связи с жарой в летние периоды и могут ли быть какие-то механизмы снижения этих расходов. Сейчас у нас стоят общедомовые приборы учета, есть узлы погодного регулирования, которые зимой работают для того, чтобы мы не переплачивали за тепло, если погода на улице теплая. Вот нечто подобное нужно продумать и для летних периодов, это будет существенная экономия для граждан.
— Куда жаловаться, если на общедомовой территории постоянно царит бардак: не моют полы, соседи выбрасывают мусор на лестничную клетку? А ведь с потребителей за эту уборку берут деньги…
Крохин: К этому перечню я бы присоединил еще курение в подъездах, а также выгул собак в неположенных местах. К большому сожалению, это не совсем сфера регулирования управляющих компаний или жилищной инспекции, это сфера культуры общежития. Во многих регионах есть законы, ограничивающие шум, курение, неправильный выгул собак. Но в целом механизм фиксации этих нарушений, а также привлечения к ответственности — не отработан. Что касается своевременной уборки, здесь проще. Это обязанность управляющей организации. Если уборка не происходит, необходимо обращаться в органы жилищного надзора.
Сегодня существует система ГИС ЖКХ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства). Она, в том числе, позволяет в электронном виде направлять жалобы, и к ним можно прилагать фотографии. Это хорошая возможность для оперативного направления обращений. Сроки ответов не как в общем порядке — 30 дней, а сокращенные — до 8 дней.
Склянчук: У нас недооценена консьерж-служба. Именно консьержи могли бы выступать медиаторами в соседских конфликтах и войнах. Этого очень часто не хватает. Почему-то в России консьержи выполняют функции швейцара: открывают-закрывают двери. Если в жилищном кодексе прописать их права, которые могут им делегировать собственники, консьержи могли бы на местах заниматься культурой добрососедства. Без привлечения государства, на уровне человеческих отношений. Все-таки к каждому подъезду не приставишь жилинспектора.
— Вопрос легализации консьерж-службы где-то обсуждался?
Склянчук: Это допуслуга. Некоторые собственники нанимают консьержей. На чаше весов спокойствие и деньги. Сколько стоит спокойствие по ночам? За домофон мы платим достаточно большую сумму, а ведь можно его демонтировать и нанять человека. Им может быть даже кто-то из собственников.
— У ресурсников нет возможности отключить воду неплательщику или перерезать провода, если он не платит за электричество. Существуют ли правовые акты, обязывающие жильцов предоставлять доступ в квартиру работникам управляющих компаний?
Крохин: Обязанность собственника жилья — предоставлять доступ. Ежегодно при подготовке к сезону эксплуатации дома каждый гражданин обязан допустить представителя управляющей организации в квартиру. Если в доме используются газовые плиты, также потребитель должен впустить в квартиру представителя газовой службы для проверки внутриквартирных приборов учета и газовых плит. Перед проведением осмотра службы обязаны предупредить гражданина заблаговременно о своем визите путем направления почтового уведомления или сообщения диспетчерской службой, телефонограммой. Все это фиксируется. Если человек злоупотребляет своим правом собственника и не предоставляет доступ, то у управляющей организации есть только один путь — обратиться в суд с требованием доступа. Обязанность управляющей организации — провести подготовку дома к сезонной эксплуатации, если она этого не сделает, ее накажут. Но очень часто люди не впускают специалистов управляющей компании, и это является нарушением, которое может повлечь за собой административные санкции.
Сергеев: В определенных ситуациях собственник обязан допустить сотрудников управляющей компании в свою квартиру, например, если есть какое-то серьезное повреждение, протечка и это угрожает состоянию жилища другого собственника или жизни человека. Но есть также случаи, когда потребители в праве не открывать дверь работникам управляющих компаний. Если, допустим, потребитель не пустит к себе в квартиру специалистов для проверки счетчиков воды, то административных последствий не будет, но будут другие. Платить за воду придется во много раз больше. Если ситуация кому-то угрожает, вы обязаны допустить, не допустите — через суд доступ все равно будет обеспечен.
Источник: