Угля нам хватит. Но вот о чем мы не подумали.
Где у нас больше всего заводов и фабрик? В Ленинграде, в Москве, на Урале, на Украине.
А где у нас уголь?
Далеко на юге — в Донбассе, и еще дальше — в Сибири, в Кузбассе.
На Урал мы повезем уголь из Кузбасса, на Украину — из Донбасса. Но как быть с Москвой и Ленинградом? Везти уголь такую даль, за тысячи километров? Да ведь во что дорога обойдется!
Вот какая получается нелепость! Уголь в одном месте, а заводы, которым этот уголь нужен, в другом месте, за тридевять земель.
И не мы в этом виноваты. Виноваты фабриканты, которые строили заводы без всякого плана.
Впрочем, план у них был: выколотить побольше прибыли. И очень часто они строили заводы не там, где дешевый уголь, не там, где дешевое сырье, а там, где дешевые люди.
До революции у крестьян земли было мало, кормиться им было нечем, и они за гроши готовы были идти на работу. Вот фабриканты и строили заводы поближе к этому сырью из костей и мяса.
А уголь? Угля им нужно было меньше, чем нам. Ведь им не было расчета покупать много машин. Машина, которая за границей считалась выгодной, у нас часто оказывалась невыгодной. А почему? Потому что машина на двух ногах работала дешевле. Но все-таки были же у них машины? Были.
Откуда же для этих машин уголь брали?
Уголь везли морем из-за границы.
Своего угля в стране сколько угодно, а покупали уголь в Англии!
Или еще хуже делали — жгли леса.
- Новый Донбасс
- Заставим мертвых работать
- Что нужно еще, кроме машин и электрического тока?
- Сырье из мяса и костей
- Можно ли жечь дерево?
- Шахты около Москвы
- Торф спасает Москву
- Зеленый уголь
- Пруды из нефти
- Железные богомолки
Источник: