Дороги Камчатки: в реале и в перспективе — «Строим Дороги»

Что большинству жителей центральной части России известно о дорожном хозяйстве Камчатского края? Да и не только о нем, а в целом о Камчатке, столь отдаленном регионе страны. Были там немногие, добраться — далеко и дорого. А нам повезло! В рамках недавно прошедшего отраслевого форума «Дорога 2019»,

Что большинству жителей центральной части России известно о дорожном хозяйстве Камчатского края? Да и не только о нем, а в целом о Камчатке, столь отдаленном регионе страны. Были там немногие, добраться — далеко и дорого. А нам повезло!  В рамках недавно прошедшего   отраслевого форума «Дорога 2019», который проходил в Екатеринбурге, автору этих строк  удалось пообщаться с министром  транспорта и дорожного хозяйства Камчатского края Владимиром Каюмовым. Он рассказал о текущем состоянии дел в дорожной отрасли своего региона.

Сколько денег нужно на трассы Камчатки

В соответствии с законом Камчатского края от 19 ноября 2018 года № 272 «О краевом бюджете», объем бюджетных ассигнований на реализацию дорожной деятельности в Камчатском крае составил 4 524,70 млн. рублей. Из них: на строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального и местного значения было предусмотрено 1 398,77 млн. рублей: 950 млн. рублей составили средства федерального бюджета, и 444.77 миллионов было выделено из бюджета края. На капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и местного значения, а также благоустройство территорий муниципальных образований  поступило 2 600,00 млн. рублей.  На реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 528 млн. рублей, где  466.85 млн. рублей — доля федерального бюджета, и 61.6 млн. рублей — средства краевого бюджета.

  Целевых показателей, установленных региональными программами Камчатского края и Национальным проектом, местным дорожникам  удается достигать за счет средств федерального бюджета, доведённых до Камчатского края в виде межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности, при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального дорожного агентства РФ. 

 

По каким дорогам ездят на полуострове  

Общая протяженность автомобильных дорог Камчатского края составляет 3 055,12 км их них:

 —  дороги  федерального значения — 38,0 км;

 — дороги общего пользования регионального значения Камчатского края — 1843,71 км;

 — дороги местного значения — 1173,41 км 

 

На сети региональных автомобильных дорог Камчатского края находятся 168 автодорожных мостов протяженностью 7 551 пог. м.  Интересный факт: Камчатский край занимает лидирующее место в России по обеспеченности населения автотранспортными средствами: на 1 тысячу человек в регионе приходится 472 легковых автомобиля, при зарегистрированных транспортных средствах в количестве 207 341 единиц. Плотность автодорожной сети составляет 3,96 км на 1 тыс. км2 площади региона (среднероссийский показатель – 3,76 км/тыс. человек, в ДВФО – 4,69 км/тыс. человек/ 

В плане кадрового обеспечения в  Камчатском крае дорожную деятельность осуществляют более 30-ти специализированных предприятий, из которых одно государственное (ГУП «ДРСУ») и одно предприятие муниципальное (МУП «Спецдорремстрой»). Штат сотрудников дорожных предприятий Камчатского края составляет более 1 500 человек. 

К этим людям претензий нет. Они  успешно решают задачи разного уровня  сложности. Этого удается достичь благодаря применению новых технологий и регулярной модернизации технического парка.

 

Мощности асфальтовых заводов пока достаточно 

Мощность современных асфальтобетонных заводов предприятий дорожной отрасли Камчатского края позволяет выпускать 870 тонн асфальтобетонной смеси в час.  Такое ее количество  полностью обеспечивает производство работ в регионе.  В плане технических новинок  ряд предприятий оснащены адаптированными к сложным климатическим условиям стационарными и мобильными дробильно-сортировочными комплексами.

 С целью повышения темпов производительности труда за счет сокращения операций и высокой точности работ, а также уменьшения расхода материалов при устройстве дорожной одежды, дорожно-строительная техника оснащена системами 3D-нивелирования, позволяющими в автоматическом режиме задавать положение рабочего органа механизма в любой точке производства работа. 

При выполнении реконструкции и ремонта автомобильных дорог с асфальтобетонным типом покрытия применяются современные битумные материалы, такие как полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) для изготовления щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), битумные стыковочные ленты. 

 

Для контроля за качеством работ службой заказчика КГКУ «Камчатуправтодор» приобретена современная дорожная лаборатория, позволяющая определять соответствие всех современных материалов по ПНСТ, применяемых в дорожной деятельности Камчатского края, а также осуществлять проектирование асфальтобетонных смесей с применением технологии «Superpave». 

Так, с помощью вышеназванных средств и сил в прошедшем рабочим сезоне — в рамках реализации краевой государственной программы «Развитие транспортной системы Камчатского края» и при поддержке Федерального дорожного агентства и Минтранса Российской Федерации — введены  были в эксплуатацию два участка автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский–Мильково, протяженностью  22,9 км.  Также начались работы по реконструкции оставшихся 27-ми километров этой трассы.  После их ввода в эксплуатацию в 2022 году все 308 км автомобильной дороги, связывающей между собой городской округ «Петропавловск-Камчатский», Елизовский и Мильковский муниципальные районы, будут с асфальтобетонным покрытием. 

 

Транскамчатский коридор соединит опорную сеть камчатских дорог с российскими трассами 

С целью развития сельских территорий Камчатского края в 2019 году начались работы по реконструкции автомобильной дороги Начикинский совхоз – Усть-Большерецк – п. Октябрьский протяженностью 107 км. Ориентировочный период реконструкции на всей протяжённости автомобильной дороги без федеральной поддержки составит более 20 лет. 

Учитывая, что из 54 населенных пунктов Камчатского края 37 не имеют выхода на

опорную сеть дорог общего пользования, в 2019 году продолжено строительство автомобильной дороги Анавгай – Палана. Участок протяженностью 16 км с готовностью 54% планируется завершить в 2020 году. Общая протяженность оставшегося строительства на участке от с. Анавгай до с. Тигиль составляет 230 км, предполагаемая стоимость строительства составит 18 млрд. рублей за период с 2018-го по 2035-й годы. 

Строительство данной дороги позволит справиться с существующими логистическими трудностями в трех муниципальных образованиях Камчатского края, а также ляжет в основу так называемого Транскамчатского коридора, который в перспективе соединит опорную сеть дорог Камчатского края с опорной сетью дорог Российской Федерации. 

В рамках другого регионального проекта «Формирование современной городской среды в Камчатском крае» в 2019 году выполнены работы по ремонту улично-дорожной сети в 14 муниципальных образованиях общей площадью более 200 000 м2 (сделано асфальтобетонное покрытие проезжей части автомобильных дорог местного значения, внутриквартальных проездов и придомовых территорий, тротуаров, стоянок и парковок автотранспортных средств, оборудование технически средствами, влияющими на безопасность дорожного движения).

  

С целью достижения целевых показателей, установленных национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на территории Камчатского края завершены работы по ремонту автомобильных дорог и улично-дорожной сети агломерации общей протяженностью 41,55 км. При реализации данных мероприятий применены современные технологии и материалы, включенные в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения.

 

Дефицит дорожного бюджета  возмещается за счет дополнительных источников 

Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения осуществляется подрядными организациями в соответствии с заключенными государственными контрактами. Для эффективного планирования деятельности дорожно-эксплуатационных предприятий, заблаговременного приобретения и заготовки всех необходимых материалов до наступления сезона выполнения тех или иных видов работ, государственные контракты заключаются сроком на 3 года. Учитывая данный опыт по содержанию автомобильных дорог регионального значения администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа также заключены муниципальные контракты на содержание местной улично-дорожной сети сроком на 3 года. Вместе с тем, в 2019 году заключены муниципальный и государственный контракты на принципах контрактов жизненного цикла объединяющие в себе различные виды работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования сроком более 3-х лет.

  

Нужно отметить, что годовой объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Камчатского края на мероприятия капитального ремонта, ремонта и содержания, автомобильных дорог составляет 26% от федерального норматива, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.05.2017 N 658 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения».

Дефицит бюджетных ассигнований, необходимых для нормативного содержания автомобильных дорог Камчатского края, частично пополняется за счет других источников краевого бюджета, не предусмотренных законом о Дорожном фонде Камчатского края.

Так, например, в результате совместного сотрудничества Правительства Камчатского края и Федерального дорожного агентства РФ в отношении автомобильной дороги федерального значения А-401 «Морпорт – Аэропорт» были  проведены работы по капитальному ремонту путепровода, оснащение аварийно-опасных участков камерами фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения, а также светофорными объектами. Также для этой дороги  была разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта  по устройству 4-х полос движения с осевым ограждением, разделяющим встречные потоки.

 

У камчатских дорожников конфликт интересов с лесным хозяйством региона 

Но есть и проблемные моменты. Дорожная деятельность в отношении региональных автомобильных дорог Камчатского края затрудняется тем, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков с категорией земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д.», на которых расположены автомобильные дороги, выявляются пересечения (наложения) с землями лесного фонда.

 

Учитывая положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», возможно устранение возникших противоречий в отношении вышеуказанных земельных участков. 

Однако, отсутствие в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) установленных границ лесничеств, расположенных на территории Камчатского края, не позволяет провести работы по устранению противоречий.

Кроме того, показатели площади ранее учтенных земельных участков не соответствуют установленным нормам отвода земель для автомобильных дорог, в связи, с чем необходимо проводить работы по увеличению размеров полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. 

Образование дополнительных земельных участков планируется оформлять из земель лесного фонда, так как большинство ранее учтенных земельных участков являются смежными с данной категорией и (или) имеют пересечения. Согласно положениям земельного, лесного и градостроительного законодательства образование лесных участков для размещения линейных объектов осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. 

Дорожники считают, что Министерству транспорта РФ и Федеральному дорожному агентству РФ  необходимо предложить выступить с инициативой о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации в части упрощения формирования или уточнения границ земельных участков под автомобильные дороги общего пользования из земель лесного фонда.

 

Подготовил Станислав ДОНИН

Источник: bsrgroup.ru

teamviewer-com
Не копируйте текст!